Меню
RU
0 800 30 5555 Для звонков по Украине
0 800 30 5555 Для звонков по Украине
+38 044 495 22 77 Для международных звонков
О банке
i-Bank
Интернет-банкинг
Интернет-банкинг
частным клиентам
Вход Регистрация
корпоративным клиентам
Вход Регистрация
Программа вознаграждений Mastercard
Каталог подарков Mastercard
Задать вопрос
Онлайн консультант

Ожидания оператора...

Онлайн консультант

Виктория Ступак о том, почему банковский ресурс может стимулировать рост небольших компаний

31 Мая 2013

В украинской экономике одним из перспективных секторов роста является средний и малый бизнес. В странах Европы значительная доля ВВП и налоговых поступлений в бюджет формируется как раз за счет небольших компаний. У нас наблюдается иная тенденция — бизнес-модели меняются за счет поглощения более мелких компаний крупными участниками рынка.

Вхождение в структуру крупных корпораций для собственников мелких фирм иногда становится наиболее приемлемым способом сохранить бизнес, несмотря на потерю финансовой самостоятельности. Во многом здесь сказался экономический кризис 2008 года, когда многие отрасли экономики переживали стагнацию, и компании малого и среднего бизнеса, ранее активно финансируемые банками, были вынуждены заметно снизить темпы развития. К тому же резкая девальвация гривны стала причиной проблем обслуживания валютных кредитов и, соответственно, сделала более напряженными отношения заемщиков и банков-кредиторов. Средний и малый бизнес продолжает сталкиваться с рядом трудностей. Так, даже стабильно работающие компании, не обладая достаточной финансовой маневренностью, довольно сильно подвержены отраслевым рискам и гораздо более чувствительны к конкуренции и любым изменениям в экономике страны. Руководители таких бизнесов не всегда могут оперативно отреагировать на изменения ввиду отсутствия у них прецедентов решения нестандартных вопросов или недостаточной информированности обо всех инструментах, которые целесообразно использовать. Одним из ключевых факторов роста среднего и малого бизнеса являются ресурсы банков.

Уже сейчас большинство финучреждений отказались от политики «ломбардного финансирования» (исходя только из стоимости залога), заменив ее более глубоким анализом — как финансового состояния компании, так и бизнес-среды и стратегии развития. Подход к каждому клиенту становится более индивидуальным: продавать не банковские продукты, а комплексные решения, удовлетворяющие специфические потребности конкретного бизнеса. Чтобы адекватно оценивать потенциал клиента, банки в первую очередь должны понимать особенности отрасли и ее перспективы и быть готовыми совместно с собственником бизнеса смоделировать развитие его компании в будущем.

Выступая не только кредитором, но и деловым партнером клиента, банк имеет все возможности рекомендовать руководителю компании те или иные финансовые инструменты, продукты или решения, которые в конечном итоге повысят эффективность бизнеса. Документарные операции, которые ранее были востребованы преимущественно компаниями корпоративного сегмента, сейчас все более активнее используются и в сегменте СМБ. Для клиентов это отличный способ, во-первых, получить отсрочку платежа за товары и услуги на более выгодных условиях в сравнении со стандартным кредитованием, а во-вторых — расширить бизнес-отношения с имеющимися партнерами и наладить с новыми.

При слаженных операционном и финансовом циклах многим средним и малым компаниям будет интересным краткосрочное финансирование оборотного капитала, так как ставка на такой ресурс ниже среднерыночной цены «длинных денег».

Новые перспективы для развития СМБ открывают также партнерские отношения производителей основных средств и материалов с банками — региональная сеть клиентов этих производителей получает возможность воспользоваться специализированным финансовым продуктом с выгодными ценовыми условиями при информационной поддержке как со стороны банка, так и поставщика.

Укрепить синергию усилий среднего и малого бизнеса и банков возможно за счет активного содействия со стороны государства. Наличие эффективных механизмов защиты прав и интересов среднего и малого бизнеса сделает его более прозрачным, что даст возможность тем же банкам без опасений расширять кооперацию с небольшими компаниями.

Программыцелевого или отраслевого финансирования со стороны государства, реализованные через коммерческие банки, открыли бы малым и средним компаниям доступ к гораздо более дешевому заемному ресурсу. А более эффективные системы налоговых льгот и дотаций конкретно для развивающихся компаний могли бы стать источником самофинансирования для бизнеса на этапе его становления. Однозначных рекомендаций, безусловно, нет. Однако со стороны всех субъектов экономики гибкость в подходах и готовность понять потребности этого сегмента станут прочным фундаментом для успешного развития среднего и малого бизнеса.
 

Версия для печати

 

Оценить работу отделения
Как добавить карту в Google Pay
Переводы с карты на карту
Интернет-банкинг «i-Bank»
Оплата за кредит, коммунальные услуги и сервисы
Кредитный калькулятор
Акции
Обратная связь
Заявка на справку/выписку
Заявка на GSM банкинг
Бонусная Программа MasterCard® Rewards