Menu
EN
0 800 30 5555 For calls within Ukraine
0 800 30 5555 For calls within Ukraine
+38 044 495 22 77 For international calls
About Bank
i-Bank
Internet banking
Internet banking
private clients
Login Registration
corporate clients
Login Registration
Mastercard loyalty program
Gift catalog Mastercard

Oleksii Stupak, the Head of Corporate Business Development Department at PJSC “Credit Agricole Bank”

25 September 2013

You need to be both a financial expert and a farmer to finance agribusiness - Credit Agricole

Oleksii Stupak, the Head of Corporate Business Development Department at PJSC “Credit Agricole Bank”, reflects on the dynamics and perspectives of Ukrainian agrolending market development
“APK-Inform”, 17.08.2013

According to the First Vice Prime Minister Serhii Arbuzov, Ukrainian agricultural sector has reached leading positions in national economy by increasing the production rate by 15% on completion of the first half of 2013. But government officials of different levels admit that the development rate of agricultural sector, particularly crop farming, could be much higher if it were sufficiently funded. At the same time, lending is one of the main sources of agricultural production financing. We have discussed the dynamics and perspectives of Ukrainian agrolending market with Oleksii Stupak, the Head of Corporate Business Development Department at PJSC “Credit Agricole Bank”.

- Agrarians have started preparations for the autumn sowing campaign in Ukraine. What are the rates and volumes of credit funds attracted for the sowing campaign? On what terms can agricultural producers get a loan?

- So far, we observe greater involvement in harvesting than in autumn sowing campaign, and seeing that the prices on agricultural products are low, there is a need to use credit funds in order to wait for an appropriate price. As a result, now we are concluding a reasonably large number of agreements on financing of grain warehouse stocks secured by agricultural products at the grain elevator. At present the cost of financing equals to 18,5% p.a. in national currency and 9,5-10% p.a. in USD.

- Oleksii, what agribusiness segment (small, medium, big) has the highest demand for credit facilities and for what purpose (purchase of seeds, equipment, fuel products, plant protection agents)?

- We work with all segments, from the smallest farms and to the largest agricultural holdings of the country, leaders of the sector. We finance both working capital (plant protection agents, fertilizers, fuel, seeds, investment needs, i.e. machinery, increasing processing capacity in case of vertical integration) and infrastructure projects, including grain elevators, which are in short supply in Ukraine at the moment, even taking into account planned growth of gross collection. We finance such projects for a period of up to 5 years, and we have special offers, which can optimize the cost of financing for our borrowers.

Moreover, in order to optimize the expenses on financing of our clients we have created a joint partnership program, within the framework of which an agricultural producer can pay for plant protection agents with a bill, having paid 5% p.a. for it, which is hardly comparable to a loan at 18,5 % p.a.

- Were there any changes in the dynamics of credit attraction for the sowing season over the last few years? In particular, are there any distinctive features of credit provision to the agrarians this year compared with the previous one?

- We are constantly increasing the number of our partners, and the ones who have been working with us for a fairly long time receive increased amount of financing. This is called forth by a completely different range of factors: increase in the area cultivated, establishing vertical integration, improvement of technologies (usage of higher quality materials, plant protection agents, machinery and equipment, etc.) All in all, the dynamics is as follows: every year we renew loans for the enterprises, which used them last year, in addition we top up their loans, and we also start working with new companies. Every year our portfolio in agricultural sector is increasing.

- Do you think that dynamics of credit attraction is influenced by the seasonality of agricultural production?

- Overlapping of production cycles is not typical of the companies which deal only with plant cultivation and don’t have vertical integration (production of sugar, oil, etc.). Seasonality of credit attraction is more pronounced there. Thus, issue of loans starts with the purchase of seeds and fertilizers in December. The main activity takes place during May-June, and starting from July it gradually decreases provided the grain prices are favorable. If they leave much to be desired, then, starting from October, we usually observe a decline.

- What is the benefit of taking loans from banks in comparison with the other forms of financing?

- For the time being lending is the best way to get funds. Bond market aimed at raising funds for long-term projects is virtually non-existent within the country, markets outside the country are available to very few and are pointless if you need a small amount. Capital financing by means of attracting an investor is much more costly than the borrowed one. Leasing is still underdeveloped and in many cases it is more expensive than a loan or it bears currency risks, which is unacceptable for a company without currency earnings.

- When offering credit funds, there is always a risk that they may not be returned or that the payments wouldn’t be made in time. What precautions are taken by “Credit Agricole” to lower the risks in the process of debt collection?

- First of all, to finance this business one needs to be not only a financial specialist but a farmer as well. With the aim of minimizing such risks we have created an agricultural team, which consists of agrarians and a vet. Knowledge of technologies, production cycle and our reputation allows us to keep the level of risk within the acceptable parameters.

- Oleksii, a new player has entered the agricultural lending market of Ukraine in 2013: the State Land Bank. According to Svitlana Skosyrska, the Chairman of the State Land Bank Board, the main purpose of this financial institution is to encourage commercial banks to actively extend loans to agrarians, which will lead to decrease in credit interest rates. From your point of view, what can change in the agricultural lending market of Ukraine with the creation of the State Land Bank?

- At the moment, neither us nor our clients have felt any changes. But I am sure that we will be able to discuss its influence only after its first steps.

- Another novelty is agricultural warrants. Will they allow to increase lending to agricultural enterprises?

- If agricultural warrants are properly implemented, they will boost financing of the agricultural sector. But one shouldn’t forget that even the best idea can backfire. Along with the new possibilities we will encounter new risks, such as liability of grain elevators for the quality and availability of grain.

Print version

 

Rate branch performance
How to add a card to Google Pay
Card to card transfers
Internet-banking «i-Bank»
Utility bills, recharge mobile phones
Credit calculator
Promo campaigns
Feedback
Request for statement
Request for GSM banking
Bonus Program MasterCard® Rewards

Меню
UA
0 800 30 5555 Для дзвінків по Україні
0 800 30 5555 Для дзвінків по Україні
+38 044 495 22 77 Для міжнародних дзвінків
Про банк
i-Bank
Інтернет-банкінг
Інтернет-банкінг
приватним клієнтам
Вхід Реєстрація
корпоративним клієнтам
Вхід Реєстрація
Бонусна Програма MasterCard® Rewards
Каталог подарунків World MasterCard

Алексей Ступак, директор департамента развития корпоративного бизнеса ПАО "Креди Агриколь Банк"

25 Вересня 2013

Чтобы финансировать агробизнес, необходимо быть не только финансистом, но и фермером, - "Креди Агриколь"

О динамике и перспективах развития украинского рынка агрокредитования рассказывает директор департамента развития корпоративного бизнеса ПАО "Креди Агриколь Банк" Алексей Ступак
"АПК-Информ", 17.08.2013

По итогам первого полугодия 2013 года аграрный сектор Украины, по словам первого вице-премьер-министра Сергея Арбузова, за счет увеличения объемов сельхозпроизводства более чем на 15% занял лидирующие позиции в отечественной экономике. Однако на всех уровнях власти признают, что при достаточном финансировании темпы развития АПК, в частности растениеводства, могут быть более быстрыми. При этом одним из основных источников финансирования сельхозпроизводства на сегодняшний день остается кредитование. О динамике и перспективах развития украинского рынка агрокредитования мы пообщались с директором департамента развития корпоративного бизнеса ПАО "Креди Агриколь Банк" Алексеем Ступаком.

- В Украине аграрии начали подготовку к осенней посевной кампании. Каковы на сегодняшний день темпы и объемы привлечения кредитных средств для проведения осеннего сева? На каких условиях сельхозпроизводители могут получить кредит?

- Пока что мы видим большую занятость в уборочной кампании, нежели в осенней посевной, и с учетом невысоких цен на сельскохозяйственную продукцию - необходимость привлечения кредитного ресурса для того, чтобы дождаться приемлемой цены. Соответственно, сейчас мы заключаем достаточно большое количество сделок по финансированию складского запаса зерна, где обеспечением выступает сама сельхозпродукция на элеваторе. Стоимость финансирования на сегодня составляет в национальной валюте 18,5% годовых, в долларах США - 9,5-10% годовых.

- Алексей, в какой сегмент агробизнеса (малый, средний, крупный) чаще всего привлекаются кредитные средства, и на какие цели (приобретение семян, техники, ГСМ, СЗР)?

- Мы работаем со всеми сегментами, фактически начиная от самых малых и заканчивая лидерами отрасли - крупнейшими агрохолдингами страны. Мы закрываем потребности в финансировании как на рабочий капитал (средства защиты растений, удобрения, топливо, семена, на инвестиционные нужды - техника, увеличение мощностей переработки в случае наличия вертикальной интеграции), так и на инфраструктурные проекты, в т.ч. элеваторы, в которых на сегодняшний день Украина испытывает значительный дефицит, даже не принимая во внимание планируемый рост валового сбора. Такие проекты мы финансируем на срок до 5 лет, и здесь у нас есть специальные программы, благодаря которым мы можем оптимизировать стоимость финансирования для наших заемщиков. Кроме того, с целью оптимизации затрат на финансирование наших клиентов мы создали совместную партнерскую программу, в рамках которой сельхозпроизводитель может рассчитаться за средства защиты растений векселем, заплатив за него 5% годовых, что не сопоставимо с кредитом под 18,5% годовых.

- Изменилась ли динамика привлечения кредитов на проведение посевной за последние несколько лет? В частности, есть ли какие-то отличительные особенности кредитования аграриев в т.г. в сравнении с прошлым годом?

- Мы постоянно увеличиваем количество партнеров, а с теми, с кем работаем достаточно давно, увеличиваем объемы финансирования. Это обусловлено совершенно разным набором факторов: увеличение посевных площадей, создание вертикальной интеграции, улучшение технологий (использование более качественных материалов, СЗР, техники и т.п.). В целом, динамика такова, что из года в год мы возобновляем кредиты хозяйствам, которые пользовались ими в прошлом году, плюс делаем им увеличение, плюс начинаем работать с новыми компаниями. Ежегодно наш портфель в агросекторе увеличивается.

- Влияет ли, на Ваш взгляд, сезонность агропроизводства на динамику привлечения кредитов?

- Для компаний, которые занимаются только растениеводством и не имеют вертикальной интеграции (производство сахара, масла и т.п.), не характерно пересечение производственных циклов. Сезонность привлечения кредитов у них выражена достаточно ярко. Так, загрузка кредитов начинается с момента покупки удобрений, семян, еще в декабре. Основная активность приходится на май-июнь, а с июля начинает постепенно снижаться при хороших ценах на зерно. Если же цены на зерно оставляют желать лучшего, то, как правило, снижение наблюдаем, начиная с октября.

- В чем заключается преимущество привлечения кредитных средств в банке по сравнению с другими источниками финансирования?

- На сегодняшний день кредитование - самый оптимальный вариант финансирования. Рынка облигаций внутри страны с целью привлечения финансирования для долгосрочных проектов практически нет, рынки за пределами страны доступны единицам и не имеют смысла, если привлечь нужно незначительную сумму. Финансирование в капитал путем привлечения инвестора гораздо дороже заемного. Лизинг все еще недостаточно развит и во многих случаях гораздо дороже кредита или несет в себе валютные риски, что недопустимо для компаний без валютной выручки.

- При предоставлении кредитных средств всегда есть риск, что они не будут возвращены, или же платежи будут осуществляться несвоевременно. Какие меры по снижению рисков при возврате заемных средств применяет "Креди Агриколь"?

- Прежде всего, для того чтобы финансировать этот бизнес, необходимо быть не только финансистом, но и фермером. С целью минимизации таких рисков у нас в банке создана агрокоманда, в состав которой входят агрономы и ветеринар. Знание технологий, производственного цикла, репутационная составляющая позволяют удерживать риск в допустимых рамках.

- Алексей, на рынке агрокредитования Украины в 2013 году появился новый игрок - Государственный земельный банк. По словам председателя правления Госзембанка Светланы Скосырской, главной целью создания этого финучреждения является стимулирование коммерческих банков к активному кредитованию аграриев, чему будет способствовать снижение процентных ставок по кредитам.
Как, на Ваш взгляд, может измениться рынок агрокредитования Украины в ближайшее время, в частности в связи с созданием Госзембанка?

- Пока ни мы, ни наши клиенты не ощущаем на себе создания данного учреждения. Уверен, что говорить о том, как повлияет его создание и работа, можно будет только после первых его шагов.

- Еще одно нововведение - агрорасписки. Позволят ли они увеличить объем кредитования агропредприятий?

- В случае правильной имплементации механизма агрорасписки должны дать мощный толчок финансированию агросектора. Однако не стоит забывать, что зачастую даже самая хорошая задумка может быть реализована совершенно в обратном направлении. Вместе с новыми возможностями возникнут и новые риски, к числу которых будет относиться ответственность элеваторов за наличие и качество зерна.

Версия для печати